» » Судьбы кубанцев в истории авиации и космонавтики»

Добавил GraD, в категорию: Методическая копилка

«История авиации и космонавтики. Судьбы кубанцев в истории авиации и космонавтики»

 

Муниципальное образование Новокубанский район, пос. Зорька

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 

основная общеобразовательная школа № 22

 

конкурс Гагаринских чтений, посвященных  55-летию запуска в космос первого искусственного спутника Земли

 

 

Номинация: «История авиации и космонавтики. Судьбы кубанцев в истории авиации и космонавтики»

 

 

 

 

 

Подготовил: Головатый

 

Сергей Владимирович

 

учащийся 9 класса

 

МОБУООШ №22

 

352218 п. Зорька

 

улица Пионерская,2

 

352240 г.Новокубанск

 

улица Осипенко,30

 

 

 

 

Руководитель: Конфедератова

 

Наталья Александровна

 

учитель истории

 

МОБУООШ №22

 

352218 п. Зорька улица Пионерская,2

 

г. Новокубанск  - 2012 год

 

   Основоположником современной космонавтики по праву считается великий русский ученый-самоучка К. Э. Циолковский, который еще в конце XIX века выдвинул идею о возможности необходимости освоения человеком космического пространства. У Циолковского появились последователи и популяризаторы как в нашей стране, так и за рубежом. В Америке - профессор Годдард, который в 1926 г. - построил и испытал в полете первую в мире ракету на жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер. В нашей стране популяризатором идей Циолковского стал в частности, Я. И. Перельман.

   Первая попытка поставить вопрос о создании ИСЗ была сделана в декабре 1953 г. при подготовке проекта постановления Совмина по ракете Р-7. Предлагалось: "Организовать в НИИ-88 научно-исследовательский отдел с задачей разработки проблемных заданий совместно с АН в области полета на высотах порядка 500 и более км., а также разработки вопросов, связанных с созданием искусственного спутника Земли и изучением межпланетного пространства с помощью изделия".  Самое примечательное в документах на эту тему - это суждения о перспективе работ по ИСЗ. Разработка простейшего спутника - это только первый этап. Второй этап - создание спутника, обеспечивающего полет одного - двух человек по орбите. Для этого варианта требовалась разработка третьей ступени для ракеты Р-7. Считалось, что для накопления опыта по системе приземления следует предварительно осуществить полеты человека по баллистическим траекториям с использованием ракет РЧ и Р-2.

Третий этап работ создание спутника-станции для длительного пребывания людей на орбите. При осуществлении этого проекта предлагалось собирать спутник-станцию из отдельных частей, доставляемых поочередно на орбиту. Постановление Совмина о работах по ИСЗ было подписано 30 января 1956 г. Предусматривалось создание в 1957-58 гг. на базе ракеты Р-7 неориентированного ИСЗ (объект Д) весом 1000-1400 кг с аппаратурой для научных исследований 200-300 кг. Устанавливался срок первого пробного пуска объекта Д-1957 г.

Намеченные сроки были обусловлены решениями Международного геодезического и геофизического союза (МГТС) о проведении с 01. 07. 57 г. по 31. 12. 58 г. Международного геофизического года (МГГ), в течение которого 67 стран мира должны были проводить геофизические наблюдения и исследования по единой программе и методике.

К июлю 1956 г. был готов эскизный проект ИСЗ. К моменту завершения проекта определился состав научных задач, решаемых с помощью спутника, что составляло, можно сказать, основную идейную компоненту новой разработки.

Первый образец спутника должен был послужить базой для разработки новых, более совершенных космических аппаратов, поэтому планировалось определение данных по тепловому режиму спутника, торможению его в верхних слоях атмосферы и продолжительности обращения на орбите, особенностей движения спутника относительно центра масс, точности определения координат и параметров орбиты, вопросам энергопитания бортового оборудования с использованием солнечных батарей.

   Запуски первых спутников и "лунников", безусловно, произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос был бы, безусловно, еще более эффектным событием, и наши космические «фирмы» приступили к проектированию первого пилотируемого корабля. Тем более что американцы тоже работали над подобным проектом, а Н. С. Хрущев твердо решил перегнать Америку во всем.

Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат, в котором человек мог несколько суток находится в космосе, а затем благополучно вернутся на землю. Корабль представлял собой шар, покрытый толстым слоем теплоизоляции (с большим запасом), к которому при помощи двух металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения. Форма шара была выбрана потому, что его поведение при входе в атмосферу было хорошо изучено, а на аэродинамические исследования других форм не было времени. Система посадки была также довольно проста - сопло тормозного двигателя наводилось строго на Солнце, двигатель включался и аппарат устремлялся к Земле. Далее срабатывал один единственный пиропатрон, разрывавший металлические ленты и отделявшие приборный отсек, и "шарик" совершал аэродинамическое торможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было, и поэтому на высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобы тормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска выбирался так, чтобы солнце занимало в это время, соответствующее положение относительно корабля. Запасного двигателя не было, и поэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту, чтобы через неделю - две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы. В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из летчиков-истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет человека должен был состояться в декабре 1960г. но был отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля). Погибли десятки человек, в том числе члены государственной комиссии во главе с маршалом Неделимым (официально было объявлено, что он погиб в автокатастрофе). Возникла опасность, что американцы обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный полет, но первым человеком в космосе стал бы все же американец).

   Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток" Ю. А. Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся на Землю. Правда, полет проходил не так гладко, как сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту, и если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через 10 дней, как предполагалось, а через 50, на что ресурсы системы жизнеобеспечения рассчитаны, не были. К счастью, тормозной двигатель сработал нормально, и корабль устремился к Земле, но один из разъемов, соединявших спускаемый аппарат, с приборным отсеком не разошелся, и отсек, волочился за спускаемым аппаратом, пока злосчастный провод не сгорел в атмосфере.

На высоте примерно 7 км., космонавт катапультировался спокойно приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт, что пилоты первых кораблей должны были катапультироваться. Так в одной работе сказано "космонавты могли либо оставаться до приземления в корабле, либо катапультироваться ". В случае, если космонавт остался бы в корабле, позавидовать ему было трудно - об этом красноречиво говорят вмятины и трещины, оставшиеся на спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда оттого, что по правилам Международной авиационной федерации рекорд фиксируется только в том случае (а полет Гагарина был, безусловно, рекордным), когда пилот в момент посадки находился в летательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно сказано, что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.

Кубань так же славится своими космонавтами ими являются:

 

 

Трещев Сергей Евгеньевич

Дата рождения: родился 18 августа 1958 года в поселке Красный Кустарь Волынского района Липецкой области, РСФСР.

Образование и научные звания: в 1975 году окончил среднюю школу №15 поселка Холмский Абинского района Краснодарского края.

Порядковый номер – 423 (97)

Количество полетов – 1

Продолжительность полета – 184 суток 22 часа 15 минут 36 секунд.

Число выходов в открытый космос – 1.

Продолжительность работ в открытом космосе – 5 часов 21 минута.

Статус – бывший космонавт НПО «Энергия», 11-й набор.

 

 

Севастьянов Виталий Иванович

Дата и место рождения: родился 8 июля 1935 года в городе Красноуральск Свердловской области, РСФСР, умер 5 апреля 2010г.

Образование и научные звания: в 1945 году окончил три класса начальной школы города Красноуральска; в 1953 году окончил среднюю школу №9 им. Николая Островского в городе Сочи с золотой медалью.

Порядковый номер – 47 (22).

Количество полетов – 2.

Продолжительность полетов – 80 суток 16 часов 19 минут 03 секунды.

Статус – космонавт ОКБ-1, 1967 год.

 

 

Березовой Анатолий Николаевич

Дата и место рождения: родился 11 апреля 1942 года в поселке Энем Октябрьского района Адыгейской автономной области Краснодарского края, РСФСР.

Порядковый номер 107 – (51).

Количество полетов – 1.

Продолжительность полета – 211 суток 09 часов 04 минуты 31 секунда.

Число выходов в открытый космос – 1.

Продолжительность работ в открытом космосе – 2 часа 33 минуты.

Статус – летчик-космонавт СССР, 5-й набор ВВС.

 

 

Падалка Геннадий Иванович

Дата и место рождения: 21 июня 1958 года, город Краснодар, СССР.

Семейное положение: жена – Ирина Анатольевна, дочери – Юлия, Екатерина, Софья.

Образование: высшее, в 1979 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени В. М. Комарова по специальности «Командно-тактическая истребительно-бомбардировочная авиация».

Порядковый номер – 384 (89)

Количество полетов – 3.

Общая продолжительность – 585 суток 06 ч 29 мин 53 с.

Число выходов в открытый космос – 8.

Продолжительность работ в открытом космосе – 27 ч 14 мин.

 

 

Горбатко Виктор Васильевич

Дата и место рождения: родился 3 декабря 1934 года в поселке совхоза «Венцы-Заря» Гулькевичского района Краснодарского края, РСФСР.

Образование и научные звания: в 1949 году окончил 7 классов в средней школе №2 при конезаводе «Восход»; в 1952 году окончил 10 классов в средней школе №4 при биофабрике №12 Новокубанского района Краснодарского края.

Порядковый номер 43(мир) – 21(Россия)

Количество полетов – 3                                                                      Продолжительность полетов – 30 сут 12 ч 48 мин 21 с.

Статус – летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС.

 

 

“Союз -7″ Экипаж: В.В.Горбатко, В.Н.Волков, А.В.Филипченко

 

 Шахматы в космосе  

 

 

Впервые в космосе играли в древнюю игру более тридцати лет назад – 10 июня 1970 года, когда состоялся матч “Космос-Земля” между экипажем космического корабля “Союз-9″ и Центром управления полетом. За команду “Космоса” выступали космонавты Андриян Николаев и Виталий Севастьянов, а против них – руководитель подготовки советских космонавтов, генерал-полковник авиации Николай Каманин и космонавт Виктор Горбатко.

   Космонавтика нужна науке - она грандиозней и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.

Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди - электростанции в космосе, удаление

вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне. И многое-многое другое.

Много изменений произошло в нашей стране. Распался Советский Союз, образовалось Содружество Независимых Государств. В одночасье оказалась неопределенной и судьба советской космонавтики. Но надо верить в торжество здравого смысла. Наша страна была пионером в области исследования космоса. Космическая отрасль долгое время была у нас символом прогресса предметом законной гордости нашей страны. Космонавтика была частью политики - наши космические достижения должны были "еще раз продемонстрировать преимущество социалистического строя". Поэтому в официальных отчетах и монографиях с большой помпой описывались наши достижения и скромно умалчивалось о неудачах, а главное об успехах наших главных оппонентов - американцев. Сейчас появились, наконец, публикации правдиво, без лишней помпезности и с изрядной долей самокритики рассказывающие о том как проходило у нас исследование межпланетного пространства и мы видим, что не все шло легко и гладко. Это ничуть не умаляет достижений нашей космической отрасли - напротив свидетельствует о твердости и духе людей, несмотря на неудачи шедших к цели.

Наши достижения в космосе не будут преданы забвению и получат дальнейшее развитие в новых идеях. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству!

Это громадный катализатор современной техники, ставший за невиданно короткий срок одним из главный рычагов современного мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей народного хозяйства.

Исследования, проводимые на спутниках и орбитальных комплексах, исследования других планет позволяют расширить наши представления о Вселенной, о Солнечной системе, о нашей собственной планете, понять наше место в этом мире. Поэтому необходимо продолжать не только освоение Космоса для наших чисто практических нужд, но и фундаментальные исследования на космических обсерваториях, и исследования планет нашей Солнечной системы.

 

Источник: «История авиации и космонавтики. Судьбы кубанцев в истории авиации и космонавтики»

 

    Просмотров: 2815   |   Комментариев: 0 |