» » Урок мужества ПОКРЫШКИН Александр Иванович

Добавил GraD, в категорию: Методическая копилка
Урок мужества ПОКРЫШКИН Александр Иванович (к 100-летию со дня рождения)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 24

х.Северокавказского МО Новокубанский район

 

                                Урок мужества

                        ПОКРЫШКИН

Александр Иванович

(к 100-летию со дня рождения)

 

 

Учитель истории и обществознания

Кулешова Любовь Давыдовна

 

 

2013 год

Урок мужества

Покрышкин Александр Иванович

(к 100-летию со дня рождения)

Учитель. Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск). Отец - Покрышкин Иван Петрович, рабочий. Мать - Покрышкина (Мосунова) Ксения Степановна. Супруга - Покрышкина Мария Кузьминична (1921-2000), участница Великой Отечественной войны, медицинская сестра. (Слайд 1)

Ученик. Детство и юность его прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города - Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Среди них Александр выделялся тягой к знаниям, интересом к технике, неслучайно его звали "Сашка-инженер". В 1928 году Покрышкин успешно оканчивает семилетку. Некоторое время подрабатывает кровельщиком в строительных организациях, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил профессию счетовода, поступает в школу ФЗУ Сибкомбайнстроя и уходит из дома в общежитие.

Сибкомбайнстрой - один из первых гигантов индустриализации, в годы войны крупнейший производитель боеприпасов. Через полтора года Александр оканчивает ФЗУ, до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнаёт о том, что летное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет. (Слайд 2)

Ученик. Авиатехником Александр становится первоклассным. Его девиз: "Знать всё в авиации". В декабре 1933 года он оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а спустя год - Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К. Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года А. И. Покрышкин - старший авиатехник звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично.

Ученик. В 1939 году старший лейтенант А. И. Покрышкин оканчивает с отличными оценками авиашколу и с чувством огромной радости выезжает в Кировоград, в 55-й истребительный авиаполк. Здесь и началась его летная биография.

Учитель. Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь "Тактика истребителей в бою". Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы. Творческий характер Покрышкина-летчика не остался незамеченным. Уже осенью командир полка В. П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.  (Слайд 4)

Ученик. Однажды Покрышкин сказал: "Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел". В этом была большая правда - чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору. Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в "МиГе" Покрышкина.

          Учитель. 5 октября 1941 года в районе Запорожья Покрышкин был сбит второй раз. Несколько дней выходит он из окружения с боями во главе группы солдат.

В конце 1941 года основная боевая работа Покрышкина – разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста - более 200 машин. За этот подвиг он награжден орденом Ленина.

Учитель. В августе 1942 года полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским, после тяжелейших боев был в предгорьях Кавказа отведен в тыл для переучивания на новую технику - поставленные в СССР по лендлизу американские истребители Р-39 "аэрокобра". Летчики ВВС США считали эти машины тяжелыми и опасными в управлении. Но советские пилоты смогли справиться с этими недостатками и, используя сильные стороны "аэрокобры" (мощное вооружение и отличную радиосвязь), сделали этот самолет одним из самых результативных во Второй мировой войне. (Слайд 5)

Учитель. В 1943 году Покрышкин А.И.  был направлен на юг. Началось воздушное сражение на Кубани. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры Германии. (Слайд 9)

Учитель.Начиная с Кубани при появлении Покрышкина немецкие посты оповещения били тревогу: "Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!" Были случаи, когда на "аэрокобре" Покрышкина вылетал кто-то из его друзей-летчиков, но найти противника им было трудно, пилоты Люфтваффе уходили от боя.

Ученик. Особенную славу получил 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых же боев по прибытии на Кубань он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К. А. Вершинина сбил четыре "мессершмитта". За этот успех летчик-новатор награжден орденом Красного Знамени.

Ученик. Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. 24 мая 1943 года А. И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.  (Слайд 6)

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным "аэрокобр" рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет).

Учитель. Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах.

А. И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой.

Он увеличивает счет сбитых немецких самолетов в воздушных боях над Донбассом. 23 августа в одном из боев в районе реки Миус Покрышкин во главе четверки атакует три девятки Ю-87, прикрытых истребителями. Сбивает два "юнкерса", один из которых разваливается на части, но в бою с "мессершмиттами" сам едва избегает гибели. Спас командира его ведомый Г. Г. Голубев, который подставил свой самолет под огонь "мессера".

Ученик. 24 августа 1943 года Покрышкину вторично присвоено звание Героя Советского Союза. (Слайд 7)

Одним из самых памятных для Покрышкина и его однополчан был бой с группой Ю-88 21 сентября 1943 года в районе Большого Токмака (Запорожская область). На этот раз схватка происходила на глазах командования и сотен зрителей с земли.

Ученик. В марте 1944 года Покрышкин становится командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка (4-й Украинский фронт). (Слайд 8)

В июле 1944 года он получает звание полковника, назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Это назначение вызвало у летчика такие раздумья: "Командир дивизии летает на боевые задания редко: штабная работа, управление авиацией на линии фронта не позволяют часто вести бои. Но разве так уж важен для победы личный счет. Раз мне доверяют такую должность, то надо сделать все, чтобы оправдать высокую честь". (Слайд 9)

         Ученик.   А. И. Покрышкин остается летающим комдивом. 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолета ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. А. И. Покрышкин стал первым, кто был удостоен этого звания и оставался единственным трижды Героем до дня Победы над Германией.

Официально за Покрышкиным числятся более 650 боевых вылетов и 59 лично сбитых самолетов. Действительная цифра, видимо, еще больше.

Учитель. В последний год войны Покрышкин показал себя выдающимся командиром дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хотя и реже, водить в бой группы своих истребителей. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев писал о Покрышкине, что "он показал себя на фронте не только человеком большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу. Кстати сказать, именно он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин - гордость нашей авиации...". (Слайд 10)

Ученик. И. Н. Кожедуб, второй наш трижды Герой, говорил, что считает себя учеником Покрышкина, у которого учился воевать и жить, быть человеком. (Слайд 11)

После войны Покрышкин отказался служить в штабе командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служит заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. Затем год командует истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служит в Киеве, с 1961 года - командующим 8-й отдельной армией ПВО - заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 году переводится в Москву заместителем Главкома ПВО страны.

Учитель. В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ.

В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации. (Слайд 12)

Ученик. Имя А. И. Покрышкина, легендарного летчика-аса и мыслителя, стало символом Победы. Поздравляя его с присвоением звания маршала авиации (1972) А. М. Василевский писал: "Все содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому дает Вам право на присвоение этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой".

Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.

Учитель. Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название "Покрышкин" малая планета. В Новосибирске открыта станция метро "Покрышкинская". Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина. (Слайд 14, 15)

    Просмотров: 4612   |   Комментариев: 0 |