» » Русский язык

Добавил GraD, в категорию: Методическая копилка
  • 100

 

Тема: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Цель:

 

-углубить знания о сложноподчиненном  предложении, видах придаточных предложений;

 

-закрепить знания о видах подчинительной связи: последовательной, параллельной, однородной;

 

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

 

-прививать интерес к чтению.

 

Оборудование: выставка книг Чехова А.П., таблицы.

 

Ход урока.

 

1.Оргмомент.

 

2.Слово учителя.

 

29 января исполнилось 150 лет со дня рождения известнейшего русского писателя А.П.Чехова. Он принадлежит к художникам мирового масштаба, к самым читаемым рассказчикам и самым популярным драматургам. На уроке мы будем использовать материал о писателе и предложения из его произведений.

 

3.Сообщение ученика о жизни и творчестве А.П.Чехова.

 

4.Проверка домашнего задания.

 

Написать сочинение – рассуждение объемом 90 слов на тему «Мой любимый рассказ А.П.Чехова».

 

5. Лингвистическая разминка.

 

Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, красивее, принять, поняла, процент, ракушка, столяр, танцовщица, феномен, щавель, августовский.

 

1.Выполните фонетический разбор слова щавель.

 

2.Найдите устаревшее слово.

 

3. Найдите заимствованные слова.

 

6.Фронтальный опрос.

 

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными.

 

Давайте вспомним, что же мы знаем о сложноподчиненном предложении.

 

1.Какие предложения называются сложноподчиненными?

 

2.В отличие СПП от ССП?

 

3.Назовите виды придаточных предложений.

 

4.Назовите виды подчинительной  связи в СПП.

 

7.Закрепление.

 

1.Определите вид придаточного, постройте схемы, расставьте знаки препинания.

 

Про Чехова  не скажешь что его первые рассказы не предвещали будущего великого писателя.

 

В то время когда учился Чехов были живы Некрасов и Фет Тютчев и Островский  Достоевский и Л.Толстой словом многие писатели составившие славу России.

 

По следам сахалинской поездки в 1894 году Чехов выпустил книгу «Остров Сахалин» в которой вину за ужасы каторжного острова возложил на всю Россию.

 

2. Определите вид подчинения, постройте схемы.

 

Иона оборачивается чтобы рассказать как умер его сын.

 

Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла как засветилась одна за другой звезды.

 

Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни местные жители как бы оправдывались и говорили что в С. напротив очень хорошо.

 

Надо рассказать как заболел сын как он мучился что говорил перед смертью как умер.

 

3.Укажите, какое предложение соответствует данной схеме.

 

Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мной под старость.

 

Когда батюшка очнулся то увидел что лежит на камне и что вокруг его суетятся слуги.

 

Никак не поймешь кто вы на самом деле и не знаешь как с вами держаться.

 

4.Сейчас мы поучимся у Чехова и будем из нескольких простых составлять СПП с несколькими придаточными.

 

Чтение – один из источников мышления и умственного развития.

 

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни. (так как …чтобы)

 

Человеку в учении все дается легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни. Если…если…который)

 

Без хороших навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым. (так что …ибо)

 

8.Подведение итогов.

 

Сформулируйте ответ на вопрос:

 

-какие виды подчинения существуют?

 

-каков алгоритм их определения?

 

9.Домашнее задание.

 

Из рассказов А.П. Чехова выпишите 5 предложений с различными видами подчинения.

Источник: Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

 

    Просмотров: 2544   |   Комментариев: 0 |